СОР Русский язык и литература Я2, 9 класс 4 четверть «Я и закон»

Суммативное оценивание за раздел «Я и закон»

Русский язык и литература Я2, 9 класс 4 четверть

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) для обучающихся в 9 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) (в рамках обновления содержания среднего образования) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер. 

СОР Русский язык и литература Я2, 9 класс 4 четверть «Я и закон»

Суммативное оценивание за раздел «Я и закон»
Изучаемые художественные 
произведения
Ч. Айтматов. «Плаха» (фрагмент самосуда Бостона).
Виды речевой деятельности Слушание
Говорение
Цель обучения 9.1.4.1 Определять основную мысль текста, учитывая 
структуру текста
9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной 
проблеме, синтезируя различные точки зрения и 
формулируя пути решения проблемы;
Критерий оценивания Обучающийся:
 Раскрывает содержание текста для определения 
основной мысли
 Высказывает точку зрения, формулируя пути 
решения проблемы
Уровень мыслительных 
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
Прослушайте текст и выполните задание.
Транскрипт
Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова «Плаха»
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00099001184864085966
Создавая образы Базарбая и Кандалова, писатель сознательно пренебрегает 
описанием их внутреннего мира. Для него они только воплощение распада, духовного 
скотства, а отсюда — зла. Базарбай — пьяница, подлец, ненавидящий целый мир, 
завидующий всем. Он беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности, он становится 
самим собой, жалким и трусливым, когда волки преследуют его.
 Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. В этом образе 
Айтматовым олицетворена та естественная человечность, которой нет в Базарбае. Бостон 
попадает в роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства — сына, Акбары и 
Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына, 
похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая 
тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость 
ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне, где скрепленным 
авторитетными печатями планом были одним махом нарушены законы естественного 
течения жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения закона 
природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.
 Айтматов много раз подчеркивает, что все проблемы, которые встают перед нами изо 
дня в день и которые имеют деловое, практическое значение, перерастают в проблему 
нарушенных естественных контактов человека и природы, что одинаково катастрофично и 
для природы, и для человека.
 Решение задач такого масштаба потребовало особенного художественного решения
образов Бостона и Базарбая. Базарбай потерян для общества. У Бостона судьба другая. Он в 
большой степени жертва обстоятельств. Совершая самосуд, Бостон в гневе казнит Базарбая. 
Выход ли это? Ведь совершено убийство. Бостон сам себя ведет на “плаху”, выполняя в 
отношении себя веление совести.
1. Ответьте кратко на вопросы по прослушанному тексту:
а) Каких героев романа Ч. Айтматова «Плаха» автор текста относит к 
«отрицательным»?