СОР Русский язык и литература Я2, 9 класс 4 четверть «Я и закон»
Суммативное оценивание за раздел «Я и закон»
Русский язык и литература Я2, 9 класс 4 четверть
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) для обучающихся в 9 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) (в рамках обновления содержания среднего образования) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
СОР Русский язык и литература Я2, 9 класс 4 четверть «Я и закон»
Суммативное оценивание за раздел «Я и закон»
Изучаемые художественные
произведения
Ч. Айтматов. «Плаха» (фрагмент самосуда Бостона).
Виды речевой деятельности Слушание
Говорение
Цель обучения 9.1.4.1 Определять основную мысль текста, учитывая
структуру текста
9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной
проблеме, синтезируя различные точки зрения и
формулируя пути решения проблемы;
Критерий оценивания Обучающийся:
Раскрывает содержание текста для определения
основной мысли
Высказывает точку зрения, формулируя пути
решения проблемы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
Прослушайте текст и выполните задание.
Транскрипт
Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова «Плаха»
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00099001184864085966
Создавая образы Базарбая и Кандалова, писатель сознательно пренебрегает
описанием их внутреннего мира. Для него они только воплощение распада, духовного
скотства, а отсюда — зла. Базарбай — пьяница, подлец, ненавидящий целый мир,
завидующий всем. Он беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности, он становится
самим собой, жалким и трусливым, когда волки преследуют его.
Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. В этом образе
Айтматовым олицетворена та естественная человечность, которой нет в Базарбае. Бостон
попадает в роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства — сына, Акбары и
Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына,
похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая
тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость
ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне, где скрепленным
авторитетными печатями планом были одним махом нарушены законы естественного
течения жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения закона
природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.
Айтматов много раз подчеркивает, что все проблемы, которые встают перед нами изо
дня в день и которые имеют деловое, практическое значение, перерастают в проблему
нарушенных естественных контактов человека и природы, что одинаково катастрофично и
для природы, и для человека.
Решение задач такого масштаба потребовало особенного художественного решения
образов Бостона и Базарбая. Базарбай потерян для общества. У Бостона судьба другая. Он в
большой степени жертва обстоятельств. Совершая самосуд, Бостон в гневе казнит Базарбая.
Выход ли это? Ведь совершено убийство. Бостон сам себя ведет на “плаху”, выполняя в
отношении себя веление совести.
1. Ответьте кратко на вопросы по прослушанному тексту:
а) Каких героев романа Ч. Айтматова «Плаха» автор текста относит к
«отрицательным»?