СОР Русский язык 10 класс ЕМН «Физика в современном мире»

Суммативное оценивание за раздел «Физика в современном мире»

Русский язык 10 класс ЕМН

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык» (для классов с русским языком обучения) для обучающихся в 10 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 10 классе проводится в течение каждой учебной четверти.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер. 


СОР Русский язык 10 класс ЕМН «Физика в современном мире»

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Физика в современном мире: возможное и невозможное в природе»
Виды речевой
деятельности
Чтение, Письмо
Цель обучения 10.2.3 Понимать применение перифразы, аллюзии,
эвфемизмов и других средств выразительности в тексте
10.3.3 Создавать тексты различных типов и жанров
публицистического стиля (заметка, пресс-релиз)
Критерий оценивания Обучающийся
 Понимает применение тропов в тексте
 Пишет текст публицистического стиля
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Прочитайте текст. Выпишите из текста выделенные курсивом словосочетания.
Определите, каким видом тропа они являются. Объясните их значение в рамках
предложенного текста.
Тайну гибели древнего государства Бохай, находившегося на территории современной
Манчжурии, удалось раскрыть астрофизикам благодаря изучению солнечных вихрей. При
этом была опровергнута распространенная версия об уничтожении страны в результате
извержения вулкана, пишет Nature Communications. Приоткрыть полог над тайной
помогло так называемое «событие Мияке», открытое в 2012 году благодаря бывшей
аспирантке японского университета Нагои Фусе Мияке и трем ее коллегам. Данный феномен
представляет собой всплеск содержания одного из изотопов – углерода-14 – в растениях в
результате сильных вспышек на самой яркой звезде – начале всех начал. Эти вспышки
оставляют след на годичных кольцах деревьев, которые накапливают изотоп. По имевшимся
историческим данным, Бохай был уничтожен в 926 году нашей эры извержением вулкана
Пэктусан, которое стало одним из крупнейших в истории человечества. Но точная дата
катаклизма не была установлена: считалось, что это произошло около тысячного года нашей
эры. Радиоуглеродный анализ лиственницы, погибшей в результате извержения, показал, что
дерево погибло в промежутке от 920 до 950 годов. Ее годичные кольца свидетельствовали о
том, что дерево прожило 264 года.
Таким образом, международной группе ученых проекта COSMIC удалось установить,
что лиственница точно росла в 774 году. Известно, что в 774 году произошла мощнейшая
солнечная вспышка, в результате которой образовался протонный вихрь. Он смог пробиться
через атмосферу голубой планеты и спровоцировал резкое повышение концентрации
углерода-14 в растениях, оставив след в кольцах деревьев. После исследования специалистам
осталось лишь посчитать количество колец, чтобы определить точную дату гибели дерева, а,
следовательно – и дату извержения вулкана Пэктусан – 946 год нашей эры. Согласно
историческим хроникам, в этот период государство еще существовало и находилось под
властью кочевников, поэтому огнедышащая гора никак не связана с его падением.
2. Используя информацию предложенного текста, создайте заметку для научнопопулярного журнала «Наука и жизнь», в которой расскажите об открытии ученыхастрофизиков.