КТП «Изобразительное искусство» 1 класс

                                    Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 



1) КТП в 1 классе 1 час в неделю, в учебном году 35 часов;


7.  Содержание учебного предмета сгруппированы в виде 4 блоков для решения единых учебно - воспитательных задач:


1. Блок «Изучаем художественную грамоту» - даёт инструментарий для практической реализации творческих идей:


- восприятие произведений искусства;


- особенности художественного творчества;


- виды искусства;


- жанры искусства;


- представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов Казахстана), выдающиеся представители изобразительного искусства народов Казахстана, восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и мирового искусства;


- представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;


- графика, материалы и техника для графики: карандаш, ручка, фломастер, мелки и т.д.;


- приемы и способы работы с различными графическими материалами, роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;


- умение выражать замысел средствами графики;


- живопись, живописные материалы, и инструменты;


- цвет – основа языка живописи, выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа;


- умение выражать замысел средствами живописи;


- скульптура, материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа;


- объём – основа языка скульптуры, основные темы скульптуры,


- умение выражать замысел средствами скульптуры;


- элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина гипс папье маше – раскатывание, набор объёма, вытягивание и конструирование формы),


- дизайн и архитектура - разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.), элементарные приёмы работы различными материалами для создания выразительного образа,


- представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека;


- декоративно-прикладное искусство, истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека, понятие о характере народной культуры;


- разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве, ознакомление с произведениями народного и декоративно - прикладного искусства Казахстана


2. Блок «Изучаем виды искусства» - раскрывает содержание учебного материала:


- композиция, элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве;


- понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции;


- понятие: линия горизонта, ближе – дальше, больше – меньше, загораживания;


- композиционный центр, главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия;


- роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д;


- многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;


- передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного;


- цвет, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, смешение цветов, роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа, эмоциональные возможности цвета, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;


- форма, разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство и контраст форм, простые геометрические формы, природные формы, влияние формы предмета на представление о его характере, силуэт;


- объём, объём в пространстве и объём на плоскости, способы передачи объёма, выразительность объёмных композиций;


- ритм, виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);


- ритм линий, пятен, цвета;


- роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке, передача движения в композиции с помощью ритма элементов, особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.


3. Блок «Изучаем красоту окружающего мира» - намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий:


- овладение навыками наблюдения, работы с натуры и по памяти; наблюдение природы и природных явлений, а так же явлений окружающего мира; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;  использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и зарубежного искусства, (например, произведения А. Кастеева, А.Г. Галимбаевой, К.Т. Тельжанова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, К. Моне, В. Ван Гога и др.); знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония и др.); роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира, образ человека в искусстве разных народов, образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства; мой родной Казахстан, роль природных условий в характеристике традиционной культуры народа Казахстана, пейзажи родной природы, единство декоративного строя в украшении юрты, предметов быта, орудий труда, костюма; образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве; образ человека, образ человека в разных культурах мира, образ современника, жанр портрета, темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.; художественное проектирование и моделирование предметов вещной среды, использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых и выразительных объектов дизайна и архитектуры.


4.Блок «Творчество» - раскрывает и реализует виды и условия творческой деятельности:


- участие в различных видах презентаций изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности; реализация полученных компетенций в графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве; изображение с натуры, по памяти и воображению; использования навыков художественного конструирования и моделирования в творческих работах; выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в графике, живописи, скульптуре, художественном конструировании и моделировании; использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов; участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


8. Блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную и в разной мере присутствуют почти на каждом уроке, в комплексе блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.


В свою очередь, каждый из блоков, состоит из комплекса разделов:


 - задачи раздела восприятие искусства - дать понятие о том, что такое изобразительное искусство и какова роль искусства в жизни человека, научить пониманию и осмыслению процесса восприятия произведений изобразительного искусства, развивать представление о выдающихся художниках Казахстана и мира. Формировать собственное мировоззрение и мировосприятие, воспитывать художественно-эстетическую культуры и художественный вкус, чувство стиля; формировать умение анализировать произведения искусства.


- задачи раздела графика - научить учащихся видеть и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости с учетом её положения в пространстве, посредством передачи пропорций, объема, фактуры с использованием различных графических средств - линии, штриха, пятна, тона, светотени; продолжить знакомство с материалами графики.


- задачи раздела живопись - развивать эмоциональное восприятие натуры и колорита в работе; воспитывать чувство цвета; развить умение создавать гармоничные цветовые отношения. Обучить навыкам грамотного ведения работы, грамотного использования художественных материалов. Развить навык передачи фактуры предметов; навык передачи световоздушной среды с помощью цвета; изучить явление «лепки» формы изображаемого предмета тоном и цветом (понятие «локальный цвет» и влияние на него света, роль тона в передаче формы и материальности предмета).


- задачи раздела скульптура - научить пространственному мышлению, способствовать развитию у детей восприятия объемной формы, умению видеть и передавать пластическим языком объем и пространство. На уроках учащиеся знакомятся с основами выполнения как рельефной, так и круглой скульптуры.


- задачи раздела декоративно-прикладное искусство - воспитывать понимание языка и законов декоративно-прикладного искусства и дизайна. Научить выражать представления о прекрасном, передавая только самое характерное и выразительное. Формировать умение творчески перерабатывает формы, найденные в окружающем мире, используя приемы стилизации и обобщения. Формировать навыки в работе с различными материалами, приобщить к народным традициям.


- задачи раздела архитектура и дизайн (художественное конструирование и моделирование) - изучение и моделирование архитектурной среды и основ дизайна, закреплять знания о формообразования, формировать навыки изготовления объемных и плоскостных композиций, формирование умений самостоятельно решать вопросы художественного проектирования;


Это разделы деятельности (или области), с помощью которых осуществляется художественное образование. То есть, все они в комплексе, и есть составляющая блоков. При среднесрочном планировании, разделы в блоке могут перемещаться в зависимости от тем.


9. Ожидаемые результаты от обучающегося, окончившего 1 класс по предмету «Изобразительное искусство»:


Личностные результаты отражают индивидуальные качественные свойства учащихся, которые они должны приобрести в процессе


освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:


-              чувство гордости за культуру и искусство Казахстана;


-              уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира;


-              понимание особой роли культуры и искусства в жизни каждого отдельного человека и общества в целом;


-              сформированность художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, эстетических чувств;


-              сформированность потребностей - в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельном творчестве;


-              овладение навыками коллективной и групповой деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;


-              умение сотрудничать с одноклассниками в процессе совместной деятельности, сопоставлять свою часть работы, с общим замыслом;


-              умение анализировать и обсуждать собственную творческую деятельность и работы одноклассников, с позиций творческих задач


определенной темы, с точки зрения её содержания и средств художественного выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень cфорсированности универсальных способностей учащихся, в познавательной и практической творческой деятельности:


-              овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;


-              овладение умением вести диалог, разделять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;


-              использование средств информационных технологий в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, для выполнения творческих проектов и отдельных творческих заданий;


-              умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения


различных художественно-творческих задач;


-              умение рационально планировать самостоятельную творческую деятельность, умение организовать рабочее место;


-              осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, навыков и достижению более глубоких творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и


закрепляется в процессе освоения учебного предмета:


-              знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),


декоративной (народные и прикладные виды искусства);


-              знание основных видов и жанров изобразительного искусства;


-              эстетическая оценка событий окружающего мира и природных явлений;


-              применение творческих умений, знаний и навыков в процессе выполнения работ;


-              способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения казахстанского и мирового


искусства;


-              умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая свои суждения;


-              умение видеть проявления искусства в окружающей жизни;


-              способность использовать в творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;


-              способность передавать в творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к природе, людям и обществу;


-              умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;


-              освоение умений применять основы цветоведения, основ композиции, перспективы, графической и живописной грамоты;


-              овладение навыками моделирования из бумаги, картона, лепки из пластилина, глины, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;