КТП «Изобразительное искусство» 1 класс
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
1) КТП в 1 классе 1 час в неделю, в учебном году 35 часов;
7. Содержание учебного предмета сгруппированы в виде 4 блоков для решения единых учебно - воспитательных задач:
1. Блок «Изучаем художественную грамоту» - даёт инструментарий для практической реализации творческих идей:
- восприятие произведений искусства;
- особенности художественного творчества;
- виды искусства;
- жанры искусства;
- представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов Казахстана), выдающиеся представители изобразительного искусства народов Казахстана, восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и мирового искусства;
- представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;
- графика, материалы и техника для графики: карандаш, ручка, фломастер, мелки и т.д.;
- приемы и способы работы с различными графическими материалами, роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;
- умение выражать замысел средствами графики;
- живопись, живописные материалы, и инструменты;
- цвет – основа языка живописи, выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа;
- умение выражать замысел средствами живописи;
- скульптура, материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа;
- объём – основа языка скульптуры, основные темы скульптуры,
- умение выражать замысел средствами скульптуры;
- элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина гипс папье маше – раскатывание, набор объёма, вытягивание и конструирование формы),
- дизайн и архитектура - разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.), элементарные приёмы работы различными материалами для создания выразительного образа,
- представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека;
- декоративно-прикладное искусство, истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека, понятие о характере народной культуры;
- разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве, ознакомление с произведениями народного и декоративно - прикладного искусства Казахстана
2. Блок «Изучаем виды искусства» - раскрывает содержание учебного материала:
- композиция, элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве;
- понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции;
- понятие: линия горизонта, ближе – дальше, больше – меньше, загораживания;
- композиционный центр, главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия;
- роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д;
- многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;
- передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного;
- цвет, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, смешение цветов, роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа, эмоциональные возможности цвета, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;
- форма, разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство и контраст форм, простые геометрические формы, природные формы, влияние формы предмета на представление о его характере, силуэт;
- объём, объём в пространстве и объём на плоскости, способы передачи объёма, выразительность объёмных композиций;
- ритм, виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);
- ритм линий, пятен, цвета;
- роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке, передача движения в композиции с помощью ритма элементов, особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
3. Блок «Изучаем красоту окружающего мира» - намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий:
- овладение навыками наблюдения, работы с натуры и по памяти; наблюдение природы и природных явлений, а так же явлений окружающего мира; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду; использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и зарубежного искусства, (например, произведения А. Кастеева, А.Г. Галимбаевой, К.Т. Тельжанова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, К. Моне, В. Ван Гога и др.); знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония и др.); роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира, образ человека в искусстве разных народов, образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства; мой родной Казахстан, роль природных условий в характеристике традиционной культуры народа Казахстана, пейзажи родной природы, единство декоративного строя в украшении юрты, предметов быта, орудий труда, костюма; образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве; образ человека, образ человека в разных культурах мира, образ современника, жанр портрета, темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.; художественное проектирование и моделирование предметов вещной среды, использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых и выразительных объектов дизайна и архитектуры.
4.Блок «Творчество» - раскрывает и реализует виды и условия творческой деятельности:
- участие в различных видах презентаций изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности; реализация полученных компетенций в графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве; изображение с натуры, по памяти и воображению; использования навыков художественного конструирования и моделирования в творческих работах; выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в графике, живописи, скульптуре, художественном конструировании и моделировании; использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов; участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
8. Блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную и в разной мере присутствуют почти на каждом уроке, в комплексе блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
В свою очередь, каждый из блоков, состоит из комплекса разделов:
- задачи раздела восприятие искусства - дать понятие о том, что такое изобразительное искусство и какова роль искусства в жизни человека, научить пониманию и осмыслению процесса восприятия произведений изобразительного искусства, развивать представление о выдающихся художниках Казахстана и мира. Формировать собственное мировоззрение и мировосприятие, воспитывать художественно-эстетическую культуры и художественный вкус, чувство стиля; формировать умение анализировать произведения искусства.
- задачи раздела графика - научить учащихся видеть и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости с учетом её положения в пространстве, посредством передачи пропорций, объема, фактуры с использованием различных графических средств - линии, штриха, пятна, тона, светотени; продолжить знакомство с материалами графики.
- задачи раздела живопись - развивать эмоциональное восприятие натуры и колорита в работе; воспитывать чувство цвета; развить умение создавать гармоничные цветовые отношения. Обучить навыкам грамотного ведения работы, грамотного использования художественных материалов. Развить навык передачи фактуры предметов; навык передачи световоздушной среды с помощью цвета; изучить явление «лепки» формы изображаемого предмета тоном и цветом (понятие «локальный цвет» и влияние на него света, роль тона в передаче формы и материальности предмета).
- задачи раздела скульптура - научить пространственному мышлению, способствовать развитию у детей восприятия объемной формы, умению видеть и передавать пластическим языком объем и пространство. На уроках учащиеся знакомятся с основами выполнения как рельефной, так и круглой скульптуры.
- задачи раздела декоративно-прикладное искусство - воспитывать понимание языка и законов декоративно-прикладного искусства и дизайна. Научить выражать представления о прекрасном, передавая только самое характерное и выразительное. Формировать умение творчески перерабатывает формы, найденные в окружающем мире, используя приемы стилизации и обобщения. Формировать навыки в работе с различными материалами, приобщить к народным традициям.
- задачи раздела архитектура и дизайн (художественное конструирование и моделирование) - изучение и моделирование архитектурной среды и основ дизайна, закреплять знания о формообразования, формировать навыки изготовления объемных и плоскостных композиций, формирование умений самостоятельно решать вопросы художественного проектирования;
Это разделы деятельности (или области), с помощью которых осуществляется художественное образование. То есть, все они в комплексе, и есть составляющая блоков. При среднесрочном планировании, разделы в блоке могут перемещаться в зависимости от тем.
9. Ожидаемые результаты от обучающегося, окончившего 1 класс по предмету «Изобразительное искусство»:
Личностные результаты отражают индивидуальные качественные свойства учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Казахстана;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни каждого отдельного человека и общества в целом;
- сформированность художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, эстетических чувств;
- сформированность потребностей - в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельном творчестве;
- овладение навыками коллективной и групповой деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;
- умение сотрудничать с одноклассниками в процессе совместной деятельности, сопоставлять свою часть работы, с общим замыслом;
- умение анализировать и обсуждать собственную творческую деятельность и работы одноклассников, с позиций творческих задач
определенной темы, с точки зрения её содержания и средств художественного выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень cфорсированности универсальных способностей учащихся, в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, разделять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, для выполнения творческих проектов и отдельных творческих заданий;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
- умение рационально планировать самостоятельную творческую деятельность, умение организовать рабочее место;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, навыков и достижению более глубоких творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров изобразительного искусства;
- эстетическая оценка событий окружающего мира и природных явлений;
- применение творческих умений, знаний и навыков в процессе выполнения работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения казахстанского и мирового
искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая свои суждения;
- умение видеть проявления искусства в окружающей жизни;
- способность использовать в творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к природе, людям и обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять основы цветоведения, основ композиции, перспективы, графической и живописной грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, картона, лепки из пластилина, глины, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;