Календарный план по предмету "Русская литература" для 11 класса
Календарный план по предмету "Русская литература" для 11 класса
Календарно-тематическое планирование по русской литературе составлено для учащихся 11 общеобразовательного класса общественно-гуманитарного направления с русским языком обучения. При составлении календарно-тематического планирования учитывались следующие нормативные документы, которые определяют содержание курса, отражённого в нем:
· Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями Законом РК от 29.06.2021 № 58-VII)
· Закон Республики Казахстан О статусе педагога от 27 декабря 2019 года № 293-VI ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.05.2022 г.)
· Закон Республики Казахстан О правах ребенка в Республике Казахстан от 8 августа 2002 года N 345.
· «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (далее – ГОСО) (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348);
· «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (приказ МОН РК от 8 ноября 2012 года № 500);
· «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года № 115);
· Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726 Об утверждении национального проекта «Качественное образование» «Образованная нация»
· «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» (приказ МОН РК от 18 марта 2008 года № 125);
· «Об утверждении перечня учебников для организаций среднего образования, учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования, в том числе в электронной форме» (приказ МОН РК от 22 мая 2020 года № 216);
· «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы МОН РК» (приказ МОН РК от 26 июля 2019 года №334);
· «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов» (приказ МОН РК № 595 от 30 октября 2018 года);
· «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы» (приказ МОН РК от 6 апреля 2020 года № 130);
· «О внесении изменения в приказ МОН РК от 20 марта 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» (приказ МОН РК от 28 августа 2020 года № 374);
· Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденные приказом МЗ РК № ҚР ДСМ-76 от 5 августа 2021 года;
· «Об утверждении Руководства по обеспечению качества по уровням образования» (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 июня 2022 года № 292).
· Приказ от 12 января 2022 года № 4 «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей»;
· Приказ от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования».
· Приказ Министерства образования и науки № 363 от 12. 08. 2022 г. «Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2022-2023 учебного года в организациях среднего образования».
· Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2022.
Согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988, необходимо обеспечить воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей.
Задача каждой организации образования – создание образовательной среды, благоприятной для гармоничного становления и развития личности обучающегося, который ориентирован на национальные и общечеловеческие ценности, обладает навыками функциональной грамотности и может быть конкурентоспособным в окружающей его действительности.
В 2022-2023 учебном году организации образования выполняют следующие задачи:
✓ обеспечение доступности качественного образования обучающимся;
✓ восполнение знаний у обучающихся;
✓ обеспечение безопасной и комфортной среды обучения;
✓ оснащение цифровой инфраструктурой и ресурсами;
✓ обеспечение инклюзивной среды обучения.
Основными показателями для организации работы по восполнению потерь в знаниях обучающихся являются:
1) пробелы в знаниях по учебной программе предмета;
2) несформированные умения и навыки учебно-познавательной деятельности;
3) недостаточный уровень развития личностных качеств, проявления самостоятельности, организованности, необходимых для успешного обучения;
4) эмоциональный дискомфорт.
Особенности организации работы по оцениванию учебных достижений и восполнению пробелов знаний у обучающихся
Педагог должен проводить оценивание в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими материалами, разработанными в помощь учителям, родителям и обучающимся:
– «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» (приказ МОН РК от 18 марта 2008 года № 125);
– Инструкция по процедурам критериального оценивания и документированию для средней школы в рамках обновления содержания образования;
– Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школы: учебно-методическое пособие;
– Сборники заданий по формативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков;
– Сборники заданий по сумммативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков;
– Методические рекомендации по суммативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков.
Основными показателями организации работы по восполнению потерь в знаниях обучающихся являются:
1) пробелы в знаниях по учебной программе предмета;
2) несформированные умения и навыки учебно-познавательной
деятельности;
3) недостаточный уровень развития личностных качеств, проявления
самостоятельности, организованности, необходимых для успешного обучения;
4) эмоциональный дискомфорт.
Алгоритм работы со слабоуспевающими обучающимися:
1) совместное планирование уроков, учебной деятельности несколькими педагогами (повторение, закрепление учебного материала, выполнение минимума учебных заданий для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению ошибок и др.);
2) сопровождение и консультирование в ходе учебной деятельности;
3) обеспечение психологической адаптации первоклассников и уязвимых детей;
4) стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному участию в процессе обучения и др.);
5) мониторинг учебной деятельности и достижений обучающихся (регулярный опрос обучающихся, проверка выполнения учебных заданий, обратная связь, активизация самооценивания и др.);
6) дополнительные занятия и организация взаимопомощи;
7) работа с родителями по оказанию поддержки обучающемуся;
8) использование системы дистанционного обучения для выполнения самостоятельных заданий.
В работе по восполнению пробелов в знаниях обучающихся педагогу необходимо:
- выявить причины отставания обучающегося и определить уровень его учебных достижений и пробелы в знаниях;
- изучить потребности обучающегося для оказания индивидуальной поддержки;
- разработать индивидуальный план обучения с подбором дифференцированных заданий;
- проводить постоянную обратную связь.
Педагог самостоятельно разрабатывает алгоритм восполнения знаний обучающихся по предмету с учетом образовательных потребностей и индивидуальной траектории развития ученика.
При выполнении календарного планирования используются учебники:
Русская литература. Учебник. Часть 1, 2/ Локтионова Н., Забинякова Г. - Алматы: Мектеп, 2020 г.
Русская литература. Учебник. Часть 1, 2/ Абишева С., Асылбекова М., Поляк З., Сабирова Д. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2020 г.
Учебный предмет «Русская литература» для школ с русским языком обучения занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания учащихся, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры.
Посредством предмета «Русская литература» осуществляется приобщение к чтению, формируется устойчивый интерес к чтению.
Учебный предмет нацелен на развитие образованной, культурной, функционально грамотной личности путем знакомства с нравственными образцами, выработанными человечеством в целом и народом своей страны.
Изучение русской литературы в школе основано, в первую очередь, на анализе произведения: идейно-художественном, сюжетно-композиционном, стилевом. Особое внимание уделяется изучению творческой истории произведения, рассмотрению произведения в сравнительном контексте русской литературы и казахской литературы, русской литературы Казахстана.
Содержание учебного предмета «Русская литература» направлено на воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии, расширении культурного кругозора; формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности; формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и мире, активной жизненной позиции; воспитание уважения к истории и традициям разных народов.
Учебный предмет «Русская литература» занимает важное место в системе образования.
Наряду с другими учебными предметами общественно-гуманитарного цикла литература раскрывает проблему человека и его места в мире. Через постижение произведений русской, казахской и мировой классики, содержащей в себе опыт духовного развития разных эпох, происходит становление внутреннего мира обучающегося, приобщение его к общечеловеческим и национальным ценностям. Этот опыт способствует воспитанию гражданских и патриотических чувств личности, что является необходимым условием развития современного общества.
Чтение литературы преследует цель сообщения новых знаний, более глубокого понимания материала и привития навыков сознательного чтения текста.
Учебная программа ОГН нацелена на углубленное изучение материала: большее количество литературных произведений, более детальное обращение к теории литературы.
Особенностью изучения литературы в 10-11 классах является собственное критическое осмысление произведений, изложенное в письменном виде, а также написание творческих работ разных жанров. Изучение каждого произведения сопровождается написанием разного рода письменных работ: анализ эпизода эпического произведения, анализ и сопоставительный анализ эпических и лирических произведений, письменный ответ на проблемный вопрос, изучение и письменное осмысление критической литературы, написание творческих работ разных жанров.
Общим требованием изучения литературы является ориентация на эстетическую сущность литературы, её художественную специфику.
Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение суммативного оценивания за раздел (СОР) и за четверть (СОЧ). Ниже представлено количество суммативных оцениваний за раздел/сквозную тему:
Класс |
Количество суммативных оцениваний за раздел/ сквозную тему |
|||
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
|
11 класс ОГН |
2 |
2 |
2 |
2 |
Задания суммативного оценивания выполняются обучающимися и содержат пройденный ими материал в соответствии с Типовыми учебными программами по общеобразовательным предметам, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций».
Форма (контрольная, практическая или творческая работа, проект, эссе, диктант, изложение, сочинение, тестирование) и время проведения на уроке для выполнения СОР определяются педагогом самостоятельно. Максимальный балл за СОР должен составлять не менее 7 и не более 20 баллов в 5-11(12) классах.
Учителю важно знать, что при проверке суммативных работ обучающихся за раздел/четверть и выставлении итоговых баллов нельзя учитывать помарки, в том числе помарки при оформлении условий учебных заданий.
Необходимо продолжать работу по повышению читательской грамотности. Появляются новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю:
• Включены электронные тексты.
• Включен множественный текст (интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников).
• Оценивается способность критически оценивать информацию.
• Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн документы.
Читательская грамотность включает:
1. понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания);
2. использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества).
При формировании читательской грамотности можно использовать следующие стратегии чтения:
1. Стратегии предтекстовой деятельности: («Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса», «Алфавит за круглым столом», «Соревнуемся с писателем»).
2. Стратегии текстовой деятельности.
3. Стратегии послетекстовой деятельности.
Календарно-тематическое планирование соответствует Рабочему учебному плану КГУ «_____________________ отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области на 2022 – 2023 учебный год. Объем учебной нагрузки учебного предмета «Русская литература» в 11 классе общественно-гуманитарного направления составляет 2 (3*) часа в неделю, 72 часа (108*) часов в учебном году.
В соответствии с Инструктивно-методическим письмом,
ü Занятия, выпавшие на праздничные дни, переносятся на другие дни. В этом случае темы уроков/цели обучения необходимо интегрировать согласно содержанию учебной программы.
ü При этом дополнительно часы не выделяются. В классных журналах темы объединенных уроков указываются в одной строке.
ü Изменения на основании приказа руководителя организации образования отражаются в электронном журнале.
ü Техническая поддержка по заполнению электронных журналов и дневников оказывается через Call-центр и центр поддержки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено на основе: Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 24 октября 2011 г. №487-VI.
- Типовой учебной программы по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования(с русским языком обучения) по обновленному содержанию,утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 545.
- Инструктивно-методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах республики Казахстан в 2022-2023 учебном году», г. Нур - Султан 2022 г.
- Приказа Министерства образования и науки № 363 от 12. 08. 2022 г. «Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2022-2023 учебного года в организациях среднего образования».
- Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы».
- Типовой учебной программы по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования(с русским языком обучения) по обновленному содержанию,утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 545.
При составлении календарно-тематического плана использовано:
Русская литература. Учебник. Часть 1, 2/ Локтионова Н., Забинякова Г. - Алматы: Мектеп, 2020 г.
- Русская литература. Учебник. Часть 1, 2/ Абишева С., Асылбекова М., Поляк З., Сабирова Д. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2020 г.
- Сборник заданий формативного оценивания и методические рекомендации по суммативному оцениванию. Русская литература. 11 (ОГН) класс.- Разработано ЦПИ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2020 г.
На изучение программного курса 11 класса (ОГН) отведено 72 часа (2 часа в неделю) / 108 часов (3 часа в неделю)
Распределение учебной нагрузки |
Нормы суммативного оценивания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Календарно-тематическое планирование
Дисциплина: Русская литература класс: 11 ОГН
Итого: 72 часа (108* часов) за учебный год, 2 (3*) часа в неделю
№ урока |
Сквозные темы/раздел |
Тема |
Цели обучения (по разделу) |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
I ЧЕТВЕРТЬ (8 недель, 2 дня – 17 (25*) часов)
|
||||||
1 |
Раздел 1. Человек в эпоху перемен.
|
Вводный урок. Чтение как познание мира и самого себя. |
11.1.1 понимать термины: ретроспекция, серебряный век, имажинизм, символизм, акмеизм, футуризм; 11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; 11.3.1 давать критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и эстетической ценности, авторских приемов, объясняя собственное отношение к проблематике текста в форме устных и письменных высказываний |
1 |
01.09 |
|
2 |
Р.Бредбери «Улыбка». Патриарх научной фантастики, «величайший волшебник мира». |
11.2.1 определять жанр и его признаки (синкретический жанр), особенности лирики серебряного века, военной поэзии, бардовской песни; 11.1.3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции; 11.2.4 определять роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой и проблематикой произведения на основе анализа художественных средств и приемов; |
1 |
05.09-09.09 |
|
|
3 |
Художественный мир в рассказе Р.Бредбери «Улыбка». «Красота спасет мир». Авторская позиция в рассказе. |
11.1.2 понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному; 11.1.3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции; 11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; 11.2.7 определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением; 11.3.1 давать критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и эстетической ценности, авторских приемов, объясняя собственное отношение к проблематике текста в форме устных и письменных высказываний |
1(2)* |
*При 3 часах в неделю |
||
4 |
«Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Жизненный и творческий путь Б.Пастернака. |
11.1.1 понимать термины: ретроспекция, серебряный век, имажинизм, символизм, акмеизм, футуризм; 11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.1 определять жанр и его признаки (синкретический жанр), особенности лирики серебряного века, военной поэзии, бардовской песни; |
1 |
12.09-16.09 |
|
|
5 |
Хронотоп и композиция романа Б.Пастернака «Доктора Живаго». Сравнительная характеристика героев. |
11.1.2 понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному; 11.1.3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции; 11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; 11.2.7 определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением; |
1(2)* |
|
||
6 |
Человек в потоке истории. Образ Юрия Живаго. |
11.1.3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции; 11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.4 определять роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой и проблематикой произведения на основе анализа художественных средств и приемов; 11.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; 11.2.7 определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением; |
1 |
19.09-23.09 |
|
|
7 |
Финал романа «Доктор Живаго». Сравнительная характеристика героев. |
11.1.3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции; 11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.4 определять роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой и проблематикой произведения на основе анализа художественных средств и приемов; 11.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; 11.2.7 определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением; |
1(2)* |
|
||
8 |
Женские образы в романе «Доктор Живаго». Авторская позиция в произведении. |
11.1.3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции; 11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; 11.2.7 определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением; |
1 |
26.09-30.09 |
|
|
9 |
«Жизнь прожить - не поле перейти». Поэтический цикл Юрия Живаго. |
11.1.3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции; 11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.4 определять роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой и проблематикой произведения на основе анализа художественных средств и приемов; 11.2.8 анализировать средства и приемы создания образов, художественного пространства и времени, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор |
1(2)* |
|
||
10 |
«Я весь мир заставил плакать над красой земли моей...». Итоговый урок по творчеству Б.Пастернака. СОР №1 |
11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.8 анализировать средства и приемы создания образов, художественного пространства и времени, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор 11.3.1 давать критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и эстетической ценности, авторских приемов, объясняя собственное отношение к проблематике текста в форме устных и письменных высказываний |
1(2)* |
03.10-07.10 |
|
|
11 |
Серебряный век русской культуры. А.А. Блок. Личность и творчество. |
11.1.1 понимать термины: ретроспекция, серебряный век, имажинизм, символизм, акмеизм, футуризм; 11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.1 определять жанр и его признаки (синкретический жанр), особенности лирики серебряного века, военной поэзии, бардовской песни; 11.3.1 давать критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и эстетической ценности, авторских приемов, объясняя собственное отношение к проблематике текста в форме устных и письменных высказываний |
1 |
|