СОР Биология 11 класс 1 четверть «11.1А Молекулярная биология и биохимия»
Суммативное оценивание «11.1А Молекулярная биология и биохимия»
Биология 11 класс 1 четверть
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Биология» для обучающихся в 11 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
СОР Биология 11 класс 1 четверть «11.1А Молекулярная биология и биохимия»
Суммативное оценивание за раздел «11.1А Молекулярная биология и биохимия»
Цель обучения 11.4.1.1 - объяснять взаимодействие между антигеном и
антителом
11.4.1.2 - объяснять механизм образования фермент-субстрат
комплекса
11.4.1.3 - сравнивать конкурентное и неконкурентное
ингибирование ферментов
11.4.1.4 - описывать транскрипцию и трансляцию в процессе
биосинтеза белка через функции ферментов, рибосомы и РНК
11.4.1.5 - объяснять свойства генетического кода
Критерий оценивания Обучающийся
Характеризует взаимодействие между антигеном и
антителом
Объясняет механизм образования фермент-субстрат
комплекса
Сравнивает конкурентное и неконкурентное
ингибирование ферментов
Описывает транскрипцию и трансляцию в процессе
биосинтеза белка
Объясняет свойства генетического кода
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 30 минут
Задания
1. Антитела против кори образуются в плазме во время иммунного ответа. На рисунке ниже
изображена схема антитела.
Рис. 1.1
(a) Объясните функции частей, обозначенных:
А ………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………....
В ………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………....
С ………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
(b) Объясните принцип взаимодействия между антигеном и антителом на участке А
5
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
2. На рисунке 2.1 изображена реакция разложения углевода сахарозы ферментом сахараза.
Рис. 2.1
(а) Назовите часть, обозначенную на рис. 2.1 буквой U .........................................................
(b) Используя рис.2.1, объясните механизм действия фермента.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
3. Некоторые лекарства действуют как неконкурентные ингибиторы ферментов. Объясните,
как неконкурентные ингибиторы могут влиять на ферменты. Укажите, как действие
неконкурентного ингибитора отличается от действия конкурентного ингибитора. Объясните
свой ответ с помощью диаграммы.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
4. Объясните роль ферментов, рибосом и РНК в процессе биосинтеза белка.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
5. Полипетид содержит следующую последовательность аминокислот:
Пролин-лейцин-лизин -валин.
Таблица показывает последовательность кодонов в молекуле ДНК для этих аминокислот:
Пролин Лейцин Лизин Валин
ССС GAA ТТТ САА
6
Какие антикодоны т-РНК необходимы для синтеза этого полипептида:
A CCC GAA TTT CAA
B CCC GAA UUU CAA
C GGG CUU AAA GUU
D GGG CUU UUU GUU
6. В таблице показаны некоторые кодоны ДНК и кодируемые ими аминокислоты.
Аминокислота Кодоны ДНК
Изолейцин ATT, ATC, ATA
Лейцин CTT, CTC, CTA, CTG, TTA, TTG
Валин GTT, GTC, GTA, GTG
Фенилаланин TTT, TTC
Метионин ATG
Глицин GGT, GGC, GGA, GGG
(a) Дайте определение термину «вырожденность».
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
(b) Используя таблицу, приведите доказательство того, что генетический код вырожден.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………