КТП «Светскость и основы религиоведения» 9 класс
КТП «Светскость и основы религиоведения» 9 класс
1. Учебная программа была разработана в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан №1080 от 23 августа 2012 года.
2. Суть и значение предмета «Светскость и основы религиоведения» состоит в принятии его как составляющего элемента, формирования научно- обоснованных основ обеспечения устойчивого развития и как первоисточника, определяющего исторические, культурные и духовные ценности современного общества. Предмет «Светскость и основы религиоведения» является структурным компонентом социально-гуманитарных и обществоведческих знаний в системе среднего образования.
3. Современная политика Казахстана направлена на укрепление межэтнического, межконфессионального уважения и толерантности между многочисленными этносами и культурами в стране, достижение согласия и дружбы между ними и формирование целостной системы духовно-нравственных ценностей.
4. Знание истории взаимоотношении религии и культуры, религии и государства, религии и цивилизации является проявлением познания духовности многовекого опыта человечества.
5. Известные казахские мыслители – аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясауи, Абай, Ыбырай, Шакарим в своих духовных наследияхна основе исторического разума и практики показали роль и место религии в истории государства и всестороннем развитии личности.
6.Цель обучения предмета:
1) довести до обучающихся принцип светскости как ценности, и научить их принимать его как самый важный фактор стабильности государства, изучать и понимать религию на фоне светскости;
2) дать всесторонние знания о свободе совести, об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, новых религиозных движений, деструктивных религиозных течений и запрещенных религиозных организаций;
3) научить учеников не принимать идеологию экстремизма, терроризма и религиозного радикализма, на основе духовно-нравственных ценностей воспитывать у них чувство толерантности и формировать гуманистическое мировоззрение.
7. Задачи обучения предмета:
1) дать обучающимся системные знания о значении религии, истории и ее роли в обществе;
2)формировать представление по принятию светскости как основу государственности и независимости, дать знания в этом направлении;
3) с позиции светскости формировать навыки сравнения основ религиозного сознания, религиозной веры, религиозного познания и религиозного воспитания;
4) разъяснение мировоззренческих, культурных и нравственных значений религий;
5) формировать навыки уважения свободы совести, привитии толерантности и построение светского отношения к религиозным течениям современного общества;
6) показать межнациональное и межконфессиональное согласие Казахстана в ключе светскости, воспитывать у обучающихся чувство гражданской зрелости и ответственности;
7)разъяснять опасность для национальной безопасности, принципам светскости и общественной стабильности идеологий глобальных провялений экстремизма, терроризма, религиозного радикализма, воспитывать чувство уважения к положениям светского государства;
8) сформировать у обучающихся культуры и навыков критического анализа и оценивания, сравнения материалов религиозной литературы, электронных ресурсов и СМИ;
9) разъяснять важность правовой грамотности в общественной жизни и постоянно ее повышать, воспитывать уважение к правам и свободам граждан Республики Казахстан;
В рамках освоения материалов предложенных программой предусматривается установление преемственности и межпредметной связи с предметами «История Казахстана», «Всемирнаяистория», «Человек. Общество. Право», «История развития межэтнических отношений», «Казахская литература», «Искусство» и курсом «Абайтану».
8. Объем учебной нагрузки:
9 класс - 1 (один) час в неделю, 34 часа в учебном году.
Требования к уровню подготовки учащихся
10.Предметные результаты.
По окончании 9-го класса обучающиеся должны знать:
1) основные религиозные понятия;
2) соотношения между светским и религиозным,
3) историю религии и особенности вероисповедания;
4) специфические черты новых религиозных течений;
5) опасности экстремизма и терроризма;
6) казахско-мусульманские познавательные мысли;
7) Закон Республики Казахстан «О религии»;
8) взаимоотношения между религиозными организациями, государством и культурой в Республике;
9) политику Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по укреплению межконфессионального согласия, сохранению общественной стабильности, проявлению уважительного отношения к истинным религиозным чувствам верующих в стране и мировом сообществе.
11. Личностные результаты.
Обучающиеся должны:
1) познать религиозные явления с научной точки зрения;
2) понять сущность отношений между государством, религиозными объединениями и культурой;
3) уметь различать религиозное сознание, религиозную веру, религиозный опыт и религиозную мысль;
4) знать историю познавательной миссии религии и веры в жизни общества;
5) познать и уметь объяснять морально-этические ценности религии;
6) уметь различать религию и терроризм с позиций светскости;
7) знать особенности проявления нетрадиционных течений экстремистского и террористического характера;
8) уметь различать религию и науку, светскость и право, религию и псевдорелигиозные течения.
12. Системно-деятельностные результаты. Обучающиеся должны:
1) овладеть важными сведениями и системными знаниями в области религиоведения;
2) овладеть культурой и способностями критического анализа информаций;
3) ориентироваться и уметьанализировать полученную информацию, использовать ее при выполнении учебно-творческих проектов и других видов исследовательских работ;
4) сформировать иммунитет против влияния идеологий и практики экстремистских, террористских религиозных групп и течений;
5) владеть современной информационно-коммуникационной технологией;
6) быть готовым к дискуссиям, обмену мнений по вопросам религии, быть осведомленным по особенностям разных культур и религиозных систем.
Календарно-тематическое планирование
Курс «Светскость и основы религиоведения» 34 часа
|
Тема |
Кол час |
дата 9 А |
дата 9 В |
Коррекция |
|
Введение: |
1ч |
|
|
|
1 |
Предмет курса «Светскость и основы религиоведения» |
1 |
|
|
|
|
Тема: Светскость и светское государство. |
3ч |
|
|
|
2 |
Светскость и светское государство: определение понятия, ее значение и характер. |
1 |
|
|
|
3 |
Светское государство и религия. Основы светской этики. |
1 |
|
|
|
4 |
Принципы светскости в системе образования |
1 |
|
|
|
|
Тема: Религия как духовно-культурный феномен. |
2ч |
|
|
|
5 |
Значение религии, ее определение, социальное предназначение, генезис, классификация. Структура и функции религии. |
1 |
|
|
|
5 |
Формирование и развитие науки о религии – религиоведения. Основные религиозные понятия, институты. Религия как духовно-культурный феномен |
1 |
|
|
|
|
Тема: Источники и исторические формы религии. |
3ч |
|
|
|
7 |
Формы древних веровании и национальные религии. Религии в Древнем Египте, Греции, Риме. |
1 |
|
|
|
8 |
Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Танах и Талмуд. Божество. |
1 |
|
|
|
9 |
Роль божества в древне-тюркском мировоззрении |
1 |
|
|
|
|
Тема: Мировые религии. |
10ч |
|
|
|
10 |
Буддизм: основы учения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Основные направления буддизма |
1 |
|
|
|
11 |
Христианство: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения. |
1 |
|
|
|
12 |
Иисус Христос и Евангелие |
1 |
|
|
|
13 |
Основные направления христианства (православие, католицизм, протестантизм). |
1 |
|
|
|
14 |
Христианство в современном мире |
1 |
|
|
|
15 |
Ислам: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения. |
1 |
|
|
|
16 |
Пророк – Мухаммед. Сакральная книга – Коран. |
1 |
|
|
|