КТП «Светскость и основы религиоведения» 9 класс

КТП «Светскость и основы религиоведения» 9 класс

1. Учебная программа была разработана в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан №1080 от 23 августа 2012 года.


2. Суть и значение предмета «Светскость и основы религиоведения» состоит в принятии его как составляющего элемента, формирования научно- обоснованных основ обеспечения устойчивого развития и как первоисточника, определяющего исторические, культурные и духовные ценности современного общества. Предмет «Светскость и основы религиоведения» является структурным компонентом социально-гуманитарных и обществоведческих знаний в системе среднего образования.


3. Современная политика Казахстана направлена на укрепление межэтнического, межконфессионального уважения и толерантности между многочисленными этносами и культурами в стране, достижение согласия и дружбы между ними и формирование целостной системы духовно-нравственных ценностей.


4. Знание истории взаимоотношении религии и культуры, религии и государства, религии и цивилизации является проявлением познания  духовности многовекого опыта человечества.


5. Известные  казахские мыслители – аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясауи, Абай, Ыбырай, Шакарим в своих духовных наследияхна основе  исторического разума и практики показали роль и место религии в истории государства и всестороннем развитии личности.


6.Цель обучения предмета:


1) довести до обучающихся  принцип светскости как ценности, и научить их принимать его как самый важный фактор стабильности государства, изучать и понимать религию на фоне светскости;


2) дать всесторонние знания о свободе совести, об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, новых религиозных движений, деструктивных религиозных течений и запрещенных религиозных организаций;


3) научить учеников не принимать идеологию экстремизма, терроризма и религиозного радикализма, на основе духовно-нравственных ценностей воспитывать у них чувство толерантности и формировать гуманистическое мировоззрение.


7. Задачи обучения предмета:


1) дать обучающимся системные знания о значении религии, истории и ее роли в обществе;


2)формировать представление по принятию светскости как основу государственности и независимости, дать знания в этом направлении;


3) с позиции светскости формировать навыки сравнения основ религиозного сознания, религиозной веры, религиозного познания и религиозного воспитания;


4) разъяснение мировоззренческих, культурных и нравственных  значений религий;


5) формировать навыки уважения свободы совести, привитии толерантности и построение светского отношения к религиозным течениям современного общества;


6) показать межнациональное и межконфессиональное согласие Казахстана в ключе светскости, воспитывать у обучающихся чувство гражданской зрелости и ответственности;


7)разъяснять опасность для национальной безопасности, принципам светскости и общественной стабильности  идеологий глобальных провялений экстремизма, терроризма, религиозного радикализма, воспитывать чувство уважения к положениям светского государства;


8) сформировать у обучающихся культуры и навыков критического анализа и оценивания, сравнения материалов религиозной литературы, электронных ресурсов и СМИ;


9) разъяснять важность правовой грамотности в общественной жизни и постоянно ее повышать, воспитывать уважение к правам и свободам граждан Республики Казахстан;


В рамках освоения материалов предложенных программой предусматривается установление преемственности и межпредметной связи с предметами «История Казахстана», «Всемирнаяистория», «Человек. Общество. Право», «История развития межэтнических отношений», «Казахская литература», «Искусство» и курсом «Абайтану».


8. Объем учебной нагрузки:


9 класс - 1 (один) час в неделю, 34 часа в учебном году.


 Требования к уровню подготовки учащихся



10.Предметные результаты.


По окончании 9-го класса обучающиеся должны знать:


1) основные религиозные понятия;


2) соотношения между светским и религиозным,


3) историю религии и особенности вероисповедания;


4) специфические черты новых религиозных течений;


5) опасности экстремизма и терроризма;


6) казахско-мусульманские познавательные мысли;


7) Закон Республики Казахстан «О религии»;


8) взаимоотношения между религиозными организациями, государством и культурой в Республике;


9) политику Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по укреплению межконфессионального согласия, сохранению общественной стабильности, проявлению уважительного отношения к истинным религиозным чувствам верующих в стране и мировом сообществе.


11. Личностные результаты.


Обучающиеся должны:


1) познать религиозные явления с научной точки зрения;


2) понять сущность отношений между государством, религиозными объединениями и культурой;


3) уметь различать религиозное сознание, религиозную веру, религиозный опыт и религиозную мысль;


4) знать историю познавательной миссии религии и веры в жизни общества;


5) познать и уметь объяснять морально-этические ценности религии;


6) уметь различать  религию и терроризм  с позиций светскости;


7) знать особенности проявления нетрадиционных течений экстремистского и террористического характера;


8) уметь различать религию и науку, светскость и право, религию и псевдорелигиозные течения.


12. Системно-деятельностные результаты.    Обучающиеся должны:


1)      овладеть важными сведениями и системными знаниями в области религиоведения;


2)      овладеть культурой и способностями критического анализа информаций;


   3) ориентироваться и уметьанализировать полученную информацию, использовать ее при выполнении учебно-творческих проектов и других видов исследовательских работ;


4) сформировать иммунитет против влияния идеологий и практики экстремистских, террористских религиозных групп и течений;


5) владеть современной информационно-коммуникационной технологией;


6) быть готовым к дискуссиям, обмену мнений по вопросам религии, быть осведомленным по особенностям разных культур и религиозных систем.


 



 

 

Календарно-тематическое планирование



Курс «Светскость и основы религиоведения» 34 часа



 

Тема


Кол час


дата


9 А


дата


9 В


Коррекция


 

Введение:


  


 

 

 

1


Предмет курса «Светскость и основы религиоведения»


1


 

 

 

 

Тема: Светскость и светское государство.


  


 

 

 

2


Светскость и светское государство: определение понятия, ее значение и характер.


1


 

 

 

3


Светское государство и религия. Основы светской этики.


1


 

 

 

4


Принципы светскости в системе образования


1


 

 

 

 

Тема: Религия как духовно-культурный феномен.



 

 

 

5


Значение религии, ее определение, социальное предназначение, генезис, классификация. Структура и функции религии.


1


 

 

 

5


Формирование и развитие науки о религии – религиоведения. Основные религиозные понятия, институты. Религия как духовно-культурный феномен


1


 

 

 

 

Тема: Источники и исторические формы религии.



 

 

 

7


Формы древних веровании и национальные религии. Религии в Древнем Египте, Греции, Риме.


1


 

 

 

8


Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Танах и Талмуд. Божество.


1


 

 

 

9


Роль божества в древне-тюркском мировоззрении


1


 

 

 

 

Тема: Мировые религии.


10ч


 

 

 

10


Буддизм: основы учения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Основные направления буддизма


1


 

 

 

11


Христианство: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения.


1


 

 

 

12


Иисус Христос и Евангелие


1


 

 

 

13


Основные направления христианства (православие, католицизм, протестантизм).


1


 

 

 

14


Христианство в современном мире


1


 

 

 

15


Ислам: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения.


1


 

 

 

16


Пророк – Мухаммед. Сакральная книга – Коран.


1