Календарный план по Глобальные компетенции 10 класс
Календарный план по Глобальные компетенции 10 класс
Учебная программа элективного курса «Глобальные компетенции» разработана в рамках Государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования.
Развитие глобальных компетенций является одной из актуальных задач школьного образования. Глобальные компетенции приобретают особое значение в связи с растущим влиянием глобализации, быстрыми социальными, экономическими и технологическими изменениями, а также другими важными глобальными вопросами, оказывающими повсеместное воздействие на людей, культуры и нации. Курс «Глобальные компетенции» способствует формированию и развитию критического мышления учащихся, навыков исследования, коммуникации, решения и анализа проблем, имеющих глобальную важность.
Цель элективного курса:
Формирование у учащихся понимания местных, глобальных проблем и вопросов межкультурного взаимодействия, понимания и оценивания различных точек зрения и мировоззрения, а также уважительного взаимодействия с другими; развитие навыков написания проектной работы.
Задачи элективного курса:
1) развивать критическое и аналитическое мышлениеучащихся, их коммуникативные и исследовательские навыки;
2) формировать умение распознавать, анализировать, оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять сложные ситуации или проблемы;
3) способствовать развитию умения осознаватьсобственную культурную идентичность и понимать культурное многообразие мира, межкультурные различия;
4) учить проявлять уважение и открытость к взаимодействию с представителями разных культур;
5) развивать способность работы с цифровымиресурсами, платформами электронного обучения, интернетом и веб-сайтами;
6) прививать навык соблюдения правил академической честности.
1. Организация содержания элективного курса «Глобальные компетенции»
Программа элективного курса рассчитана на 36 часов и состоит из пяти разделов.
Курс предназначен для учащихся 10 классов.
Материал курса разработан с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся. При разработке данного курса был проведен обзор международной литературы, необходимые ресурсы были адаптированы под локальный контекст, были разработаны интерактивные и ситуационные задания. В рамках данного курса учащиеся выполняют проектную работу для развития исследовательских навыков. На каждом занятии учащиеся выполняют задания для реализации последовательности проектной деятельности, каждый раздел предусматривает работу над этапами проектной деятельности: подготовка, планирование, исследование, выводы, презентация результатов.
В первом разделе учащиеся знакомятся с понятием «глобальные компетенции» и рассматривают пути развития глобальных компетенций. Данный раздел включает работу над определением темы и целей проектной работы и деятельность по подбору рабочей группы. Учащиеся будут определять источники необходимой информации, способы
анализа и сбора информации, способы предоставления результатов. Они будут устанавливать процедуры и критерии оценки результатов проекта, распределять задачи между членами рабочей группы.
Во втором разделе рассматриваются основные виды глобальных проблем: социальные и экологические. Кроме данных проблем, существует ряд экономических, политических, продовольственных, демографических, а также других проблем. Во время проектной работы учащимся предоставляется свобода в выборе темы для проведения исследования. После определения темы исследования, учащиеся проводят обзор источников: международных и локальных.
В рамках третьего раздела учащиеся научатся понимать мировоззрение представителей различных культур, проявлять толерантность, уважение и принятие точки зрения других людей. Учащиеся приступят к сбору и уточнению, поэтапному выполнению исследовательских задач проекта.
Четвертый раздел направлен на формирование понимания учащимися своей культурной идентичности и многообразия культур, знакомство с системой ценностей разных культур. Учащиеся будут работать над анализом информации, формулированием выводов и оформлением проекта.
Пятый раздел посвящен важности коллективного благополучия и устойчивого развития. Учащиеся будут готовить отчет о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов, проведут анализ достигнутых результатов. Они сдают проектную работу в письменной форме учителю, а также делятся результатами своей работы с другими учащимися в устной форме.
Основные педагогические подходы
В основе содержания элективного курса лежат принципы коммуникативно- деятельностного, личностно-ориентированного подходов, а также проблемно- ориентированного обучения. Учащиеся осуществляют сбор информации из различных источников, проводят анализ, синтез и оценку полученной информации. Они участвуют в обсуждениях, дискуссиях и других видах творческой деятельности, которые направлены на развитие критического и креативного мышления.
Ресурсы
Для учителя предоставляется теоретический материал, ссылки на интернет-ресурсы и список литературы. Для успешной реализации элективного курса необходимы кабинеты с проекторами, ноутбуками и колонками.
При разработке занятий учителю рекомендуется использовать предлагаемые рекомендации и ресурсы с учетом возрастных особенностей учащихся, а также своего собственного педагогического опыта работы.
3.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся:
· изучают глобальные проблемы;
· понимают межкультурные различия;
· принимают мировоззрения других людей;
· продвигают и поддерживают экологическую устойчивость.
У учащихся формируются навыки:
· аналитического и критического мышления;
· межкультурной коммуникации;
· гибкости;
· управления конфликтами.
Учащиеся развивают ценности:
· открытость;
· уважение;
· честность;
· человеческое достоинство;
· культурное разнообразие.
Учащиеся проявляют:
· открытость к представителям других культур;
· уважение к другим культурам и культурным отличиям;
· широту взглядов;
· ответственность;
· адаптивность.
4.Долгосрочный план
Долгосрочный план содержит темы, количество часов, затрачиваемых на освоение тем и целей обучения в виде ожидаемых результатов. При планировании тем в соответствии с количеством часов педагог может преобразовывать темы и цели обучения, вносить изменения с учетом специфики класса, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности учащихся.
№ п/п |
№ ур. |
Тематика |
Кол-во часов |
Цели обучения Учащиеся должны: |
Дата |
Кор-ка |
Приме чание |
|
РАЗДЕЛ 1. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
|
|
|||
1 |
1 |
Что такое глобальные компетенции |
1 |
– определять темы и цели исследования для изучения глобального вопроса;
– определять, описывать и критически сравнивать точки зрения на глобальные проблемы;
– отбирать информацию и доказательства, имеющие отношение к аргументу или проблеме;
– рассматривать и обсуждать альтернативные точки зрения. |
–
|
–
|
–
|
2 |
2 |
Важность глобальных компетенций |
1 |
|
|
|
|
3 |
3 |
Пути развития глобальных компетенций |
1 |
|
|
|
|
4 |
4 |
Проектная работа. Подготовка и планирование |
1 |
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО, ГЛОБАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ |
|
|
|
|||
5 |
5 |
Виды глобальных проблем |
1 |
– отбирать информацию и доказательства, имеющие отношение к аргументу или проблеме; |
|
|
|
6 |
6 |
Социальные проблемы |
1 |
|
|
|
|
7 |
7 |
Социальное неравенство как глобальная проблема |
1 |
|
|
|
|
8 |
8 |
Социальное неравенство. Причины |
1 |
|
|
|
9 |
9 |
Пути преодоления социального неравенства |
1 |
– оценивать сильные и слабые стороны источников;
– описывать собственную точку зрения на глобальный вопрос и то, как она развивалась;
– исследовать и анализировать доказательства для подтверждения аргументов, причин и утверждений. |
|
|
|
10 |
10 |
Конфликты. Понятие. Типы |
1 |
|
|
|
|
11 |
11 |
Пути решения конфликтов |
1 |
|
|
|
|
12 |
12 |
Экологические проблемы |
1 |
|
|
|
|
13 |
13 |
Изменение климата |
1 |
|
|
|
|
14 |
14 |
Загрязнение воздуха |
1 |
|
|
|
|
15 |
15 |
Загрязнение воды |
1 |
|
|
|
|
16 |
16 |
Загрязнение земли |
1 |
|
|
|
|
17 |
17-18 |
Проектная работа. Исследование |
2 |
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. ПОНИМАНИЕ И УВАЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЯ |
|
|
|
|||
18 |
19 |
Понимание мировоззрения |
1 |
– определять, описывать и критически сравнивать точки зрения на глобальные проблемы;
– собирать, записывать и анализировать доказательства из первичных и вторичных источников;
– приводить причины и доказательства для обоснования собственной точки зрения;
– отбирать информацию и доказательства, имеющие отношение к аргументу или проблеме;
– цитировать источники и правильно составлять библиографический список. |
–
|
–
|
–
|
19 |
20 |
Способность принимать точку зрения другого человека |
1 |
|
|
|
|
20 |
21 |
Уважение к людям, представляющим иные культуры |
1 |
|
|
|
|
21 |
22 |
Толерантность: учимся понимать друг друга |
1 |
|
|
|
|
22 |
23-24 |
Проектная работа. Исследование |
2 |
|
|
|