СОР Русский язык 10 класс 4 четверть ЕМН «Глобальные проблемы энергетики»
Суммативное оценивание за раздел «Глобальные проблемы энергетики»
Русский язык 10 класс ЕМН
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык» (для классов с русским языком обучения) для обучающихся в 10 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 10 классе проводится в течение каждой учебной четверти.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
СОР Русский язык 10 класс 4 четверть ЕМН «Глобальные проблемы энергетики»
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Глобальные проблемы энергетики»
Виды речевой
деятельности
Чтение
Слушание и говорение
Цель обучения 10.2.9 Интерпретировать содержание предложения, абзаца,
соотнося его с темой, основной идеей, авторской позицией
10.1.5 Строить развёрнутый монолог (рассуждение на
заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х
микротем в пределах общественно-политической и учебнонаучной сфер
Критерий оценивания Обучающийся
Интерпретирует содержание фрагмента с с названием и
основной мыслью текста
Строит развернутый монолог
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Прочитайте текст. Подумайте, какую роль играет заголовок в данном тексте.
Сформулируйте общую мысль текста.
2. Прочитайте последний абзац текста и сопоставьте содержание абзаца с заголовком и
сформулированной вами основной мыслью текста. Сделайте выводы.
3. Используя информацию текста, посторойте монолог-рассуждение, в котором выразите
свое отношение к поднимаемой в тексте проблеме.
Большая энерготройка
По мнению экспертов «Глобальной энергии» (в их число входят 20 ученых из
различных стран мира, в том числе, например, и лауреат Нобелевской премии мира Родни
Аллам), к 2100 году доля нефти и угля в мировом топливно-энергетическом балансе составит
2,1% и 0,9% соответственно, термоядерная энергетика займет десятую часть рынка, а более
четверти всей мировой электроэнергии будет производиться благодаря солнцу. Причина
таких изменений – постепенное снижение добычи углеводородов и переориентирование на
строительство более чистых энергомощностей.
Изменится и влияние разных государств на рынке энергетики: так, к 2035 году
крупнейшим производителем топливно-энергетических ресурсов будет США (24%), второе
место займет Россия (21%) и Китай (16%). Однако через 50 лет, по оценкам экспертов, на
первое место выйдет Россия (19%), Китай станет вторым (18%), а США «опустится» до
третьего места (17%). К 2100 году, однако, диспозиция изменится вновь: на первое место
вырвется уже Китай (20%), а Россия и США будут занимать вторую и третью строчки
рейтинга (16% и 14% соответственно).
Эксперты назвали и факторы, которые, по их мнению, мешают топливноэнергетическому комплексу развиваться в «зеленом» направлении: более трети ученых,
участвовавших в исследовании, отметили, что пока альтернативные источники энергии
слишком дороги, а конкуренция со стороны углеводородной и ядерной энергетики высока. В
то же время активно формируется образ «традиционной» энергетики как нежелательной и
неэкологичной, кроме того, современная экономика требует более эффективного