Календарный план по предмету «Художественный труд» 5 класс
Календарный план по предмету «Художественный труд» 5 класс
Учебная программа является учебно-нормативным документом, определяющим по каждому учебному предмету/дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков соответственно возрастным познавательным возможностям учащихся.
Учебная программа ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала каждого предмета для осознанного усвоения учащимися знаний и умений по предметным областям, развитие самостоятельности путем овладения способами учебной, проектной, исследовательской деятельностей, приобретение умений ориентироваться в социокультурном пространстве.
В учебной программе гармонично сочетаются традиционные функции учебно-нормативного документа с описаниями инновационных педагогических подходов к организации образовательного процесса в современной школе. Подходы к обучению являются основными ориентирами в построении принципиально новой структуры учебной программы по предмету. Ценностно-ориентированный, деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативный подходы, как классические основы образования, использованы для усиления приоритетности системы целей обучения и результатов образовательного процесса, что нашло отражение в новой структуре учебной программы.
Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности ученика по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность ученика приобретает устойчивый характер в условиях со-творчества и поддержки учителя как партнера, консультанта.
Такого характера усиление личностно-ориентированного образования возможно при использовании интерактивных методов обучения, которые в различных сочетаниях создают предпосылки для сотрудничества всех участников образовательного процесса, не допуская авторитарности во взаимоотношениях. Использование диалоговых и рефлексивных технологий сочетается с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся. Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Учебная программа конкретного предмета позволяет развивать активность ученика в познавательном и социальном плане путем организации учебной проектной деятельности, ориентированной на использование материалов регионального характера (объекты, предприятия, источники информации). Проектная деятельность воспитательного характера, осуществляемая в рамках достижения целей обучения данного предмета, может быть организована в партнерстве с родителями, представителями местного сообщества.
В учебных программах каждого предмета предусмотрена реализация трехъязычного образования, которая предполагает обучение не только трем языкам, но и организацию внеурочной деятельности учащихся на трех языках (казахском, русском и английском). Вклад каждого предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехъязычного образования. Коммуникативный подход, являясь основой обучения языкам, рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности учащихся средствами каждого учебного предмета – обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм.
В процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения необходимо создать предпосылки/условия для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений.
В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которая служит основой для определения содержания учебного предмета. В содержательном аспекте учебные программы раскрывают вклад конкретного учебного предмета в воспитание учащегося как субъекта своего учения и субъекта межличностного общения. Учебные программы обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и результатов на «выходе» из школы с системой целей обучения конкретного предмета. Отличительной особенностью учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений. Навыки широкого спектра являются залогом успешности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после окончания школы.
Современные инновации в экономике, изменения на рынке труда обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию, идеи и информацию для решения задач, творчески использовать имеющиеся знания и опыт для синтеза новой идеи и информации. Актуальными становятся такие личностные качества как инициативность, любознательность, готовность к изменениям, коммуникабельность.
Содержание ежедневного образовательного процесса по конкретному предмету подчинено целям обучения и ориентировано на формирование у учащихся готовности творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки в любой учебной и жизненной ситуации, развитие настойчивости в достижении успеха, мотивирует к обучению в течение всей жизни.
Развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра являются основой для привития учащимся базовых ценностей образования: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами учащегося, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность.
Концептуальные положения и идеи, как основа для разработки учебных программ, в целостном виде представлены визуально в виде изображения (приложение 1). В центре находятся ценности как основной ориентир для определения содержательного и процессуального аспектов образования в школе, затем навыки широкого спектра как результаты на «выходе» из школы. В следующем круге представлены образовательные области как показатель функциональной полноты содержания образования. В последнем круге представлены все инновации, внедряемые в образовательный процесс.
Цель учебной программы – формирование функциональной грамотности в области искусства и технологий труда, развитие личности с творческим отношением к действительности.
Программа по предмету направлена на:
- развитие знаний и понимания искусства, дизайна и технологий в окружающем мире;
- изучение художественного – культурного наследия народа Казахстана и мирового наследия;
- развитие технологических навыков, навыков передачи творческих идей выразительными средствами искусства и дизайна;
- развитие творческого и критического мышления учащихся в процессе исследования, создания, анализа, художественной трансформации объектов;
- приобретение опыта применения ИКТ во всех видах учебной деятельности (исследование, творческая реализация идей, презентация работ);
- исследование и применение различных ресурсов и источников информации, осознавая их значение для результатов работы;
- эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, патриотическое воспитание и формирование нравственно-духовных ценностей;
- развитие умения самостоятельно планировать свою деятельность, определяя и учитывая время, свойства материалов и другие факторы;
- приобретение опыта организации совместной деятельности для достижения учебных задач (индивидуальная, парная и групповая работа).
- Содержание учебной программы предусматривает изучение материала по пяти сквозным образовательным линиям:
- визуальное искусство;
- декоративно прикладное творчество;
- дизайн и технология;
- культура дома;
- культура питания.
Среднесрочный (календарно-тематический) план по предмету «Художественный труд»
для 5 классов общеобразовательной школы
72 часа в год, 2 часа в неделю
№ п/п |
Раздел/ Сквозные темы |
Тема урока |
Цели обучения |
Количество часов |
Сроки |
Примечание |
||||||
І четверть |
5 «З» |
5 «И» |
5 «К» |
5 «Қ» |
5 «Л» |
|
||||||
1 |
Визуальное искусство
|
Средства выразительности в изобразительном искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства. |
5.1.2.1 - Изучать и определять особенности произведений искусства, ремесла и дизайна казахской национальной и мировой культуры. 5.1.3.1 - Работать с источниками информации для исследования и развития творческих идей (в том числе применяя информационно-коммуникационные технологии). |
1 |
|
|
|
|
|
|
||
2 |
Шедевры классического искусства. Творчество казахстанских художников.
|
5.3.2.1 - Описывать идеи и темы, отраженные в собственной работе и работе других (художники, ремесленники, дизайнеры), используя предметную терминологию. 5.3.3.1 - Описывать методы и подходы (техники), использованные для создания собственной работы и работы других (художники, ремесленники, дизайнеры), с применением предметной терминологии. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
Искусство натюрморта. |
5.1.5.2 - Выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
4-5 |
Декоративный национальный натюрморт. |
5.1.6.4 - Экспериментировать и использовать техники, художественные материалы, учитывая свойства выбранных средств. 5.2.3.4 - Использовать элементы казахской национальной культуры в процессе создания творческих работ и изделий. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
6-7-8 |
Пейзаж. Гармония с природой. Воздушная перспектива. |
5.1.1.1 - Изучать и определять ассоциативные значения и визуальные характеристики окружающего мира (композиция, цвет, форма, фактура, пропорции). 5.2.1.1 - Использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств. |
3
|
|
|
|
|
|
|
|||
9-10-11 |
Индустриальный пейзаж. Городской пейзаж. Линейная перспектива. |
5.1.1.1 - Изучать и определять ассоциативные значения и визуальные характеристики окружающего мира (композиция, цвет, форма, фактура, пропорции). 5.2.1.1 - Использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|||
12-13 |
Искусство пластических форм. Скульптура. |
5.1.1.1 - Изучать и определять ассоциативные значения и визуальные характеристики окружающего мира (композиция, цвет, форма, фактура, пропорции). 5.2.1.1 - Использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств. 5.3.3.1 - Описывать методы и подходы (техники), использованные для создания собственной работы и работы других (художники, ремесленники, дизайнеры), применяя предметную терминологию. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
14-15-16-17 |
Творческая работа.
|
5.1.5.2 - Выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей. 5.1.6.4 - Экспериментировать и использовать техники, художественные материалы, учитывая свойства выбранных средств. 5.2.1.1 - Использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств. |
4 |
|
|
|
|
|
|
|||
18 |
Организация выставки. |
5.3.1.1 - Презентовать готовую работу всему классу.
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Cкaчaть документ